понедельник, 12 июля 2010 г.

Метро

Как потом рассказывали Ж и Д, единственные люди, работающие на этой станции - это какие-то торговавшие тряпками арабы. Обращаться к ним за разъяснениями по поводу билетов было не вполне уместно. Поэтому они сочли за лучшее вернуться обратно к турникету. Именно в это самое время к нему с той же стороны подошла группа афрофранцузов. Не прерывая своей дискуссии, они ловко открыли обе дверцы кабинки дежурного, прошли насквозь, галантно пропустили также Ж и Д, закрыли и пошли восвояси. Как они это сделали - не знаю, но никаких видимых усилий не прикладывали. Может, дверцы и вообще не были заперты, а может, эти славные ребята вызвали могущественных магрибских джиннов, или и вовсе были зомби, или наоборот, Ангелы Небесные, посланные на помощь за наше смирение и благочестие. Лично я склоняюсь к последней версии... Как бы то ни было, узники совести были освобождены, но дали страшную аннибалову клятву более, вплоть до отъезда, не соваться в РЕР, в котором демоны запросто могут замуровать честных людей, а пользоваться только метрополитеном, что и было немедленно сделано.

Наше слово "метрополитен" (или сокращённо "метро") происходит именно от парижского названия, и не подразумевает какой-либо подземности - "chemin de fer métropolitain", как он изначально назывался, означает "столичная железная дорога". Поэтому, строго говоря, у нас есть только одно метро - московское, а все прочие - петербургское, новосибирское и даже казанское - должны называться как-то иначе. Парижское метро - одно из первых в Европе. Ведутся дискуссии, что именно считать метрополитеном, и что - Европой, поэтому оно оказывается на разных местах, от второго (после, как ни странно, будапештского), до шестого, но то, что оно было открыто в 1900-м году, не подвергается сомнению. 4-я линия, на которую мы садились, является, как понятно из номера, одной из самых старых - открыта в 1908-м году. Более того, она сохранилась в своём практически первозданном виде (я не имею в виду, что на ней и ремонтов никогда не делалось, хотя похоже!) - последнее продление было в 1910-м, то есть она на втором месте после 2-й, окончательно законченной в 1903-м. Ближайшая соперница, 12-я, строилась аж до 1934-го. Помимо этого, 4-я линия - одна из пяти в Париже и вообще считанных в мире, поезда которой ездят на резиновых шинах. Не знаю, что это даёт в плане удобства или эксплуатационных преимуществ, но выглядит прикольно! 4-я, несмотря на свою сравнительно небольшую длину (10.6 км) - единственная линия, пересекающаяся со всеми остальными тринадцатью (если не принимать всерьёз недолинии 3bis и 7bis) и всеми пятью линиями РЕРа. Пассажиропоток на ней - второй по величине (первый на 1-й, но там, как мне показалось, поезда ездят гораздо чаще, поэтому такой толкучки нет), и состоит (в отличие, допустим, от той же 1-й) на 99% из дюжих негров. Так что, едва распрощавшись с гостеприимным филиалом Габона в РЕРе, мы тут же оказались в окружении точно таких же наваксенных физиономий. Ко всему прочему, вентиляция на этой линии, похоже, тоже была полностью и окончательно принята в эксплуатацию в 1910-м...

Ехать нам надо было 5 остановок. Звучит устрашающе для русского человека, привыкшего к размаху. Но в парижском метро станции расположены так густо, что иногда с одной можно разглядеть соседнюю (в этом отношении привычное нам российское метро больше похоже на РЕР), и на той же десятикилометровой 4-й линии их аж 26 штук. Нужная нам станция называлась "Этьен Марсель", поскольку находилась на улице, названной в честь этого исторического деятеля, почему-то совершенно неизвестного в России, да и в Советском Союзе тоже, хотя именно он, задолго до всяких там Робеспьеров, явился руководителем первой французской революции. Помимо названных в его честь улицы и метро, Этьену Марселю установлен памятник перед парижской ратушей. Кто же был этот человек?

На первом этапе Столетней войны, помимо разборок с англичанами, стране досаждали распри между королём Иоанном Добрым и его зятем (и одновременно кузеном) Карлом Злым. Современники вспоминали, что Иоанн Добрый был вспыльчив, быстро становился сердитым и частенько прибегал к насилию, хотя потом и сокрушался по этому поводу. Если таков был Добрый, то можно представить, что Злой, похоже, был и вовсе сущим упырём. После битвы при Пуатье (1356-й год) Иоанн оказался в плену у англичан, а страной правил дофин Карл (не Злой, а будущий Карл Мудрый - у него здоровье было неважнецкое, поэтому он старался избегать всяких телесных упражнений, рыцарских турниров и военных баталий, а всё больше норовил книжечки почитать, отчего и получил такое прозвище). Карл был вообще первым дофином в истории, думаю, что злые языки немало язвили по этому поводу. Помнится, один из шекспировских героев удивлялся, до чего же французы не ценят своих королей, если наследник престола у них именуется дельфином - милым, забавным и дружелюбным существом, но совершенно не отвечающим представлениям о величии и царственности. Этьен Марсель был тогда выборным прево, или по сути мэром Парижа (его иногда так и именуют). Он постоянно препирался с дофином по поводу денег, и заставлял его идти на всякие уступки и ограничения. Карл на всё на словах соглашался, хотя на деле в основном саботировал, поскольку, видимо, не хотел особенно связываться с наглым суконщиком, надеясь, что добрый папа вернётся из плена и всё уладит. Этьен Марсель основал в то время организацию "Братство Богоматери", члены которой (и он сам) носили красно-синие колпаки. 22 февраля 1358 года, после того, как Карл опять его как-то кинул, Марсель со своими богородичными дружками явился во дворец, лично укокошил двух советников, которые особенно дурно влияли на наследника (некоторые историки утверждают, что это произошло в опочивальне дофина - что, интересно, в ней делали советники? советовали? или прямо вдвоём дурно влияли?), и в знак приязни и покровительства надел на Карла красно-синий колпак, что тот, будучи, как уже говорилось, мудрым, перетерпел. Спустя четыре с лишним века несчастный Людовик XVI примерил красный революционный колпак, но его, как известно, это совершенно не спасло... Дофин Карл же, едва переведя дух, счёл за лучшее покинуть свой дворец, в который вот так вот запросто вламывается всякий сброд, и передал его во владение Хранителю Королевских Ключей (иначе именуемому Консьержем), чтобы тот, буде придёт Этьен Марсель, а то и вовсе сам Карл Злой, отвечал, что дофина нет дома, когда придёт - неизвестно, пускать не велено, вот вам бумажка - запишите свой телефон, он перезвонит. Именно оттуда и повелась порода консьержей и консьержек, а сам дворец стал называться Консьержери.

Карл Мудрый, после некоторых переездов осел в Лувре, который с тех пор и стал королевским дворцом, а не просто заурядной крепостью. Впрочем, руководствуясь, видимо, заповедью Ходжи Насреддина: "Храни меня, Аллах, от друзей, а от врагов я уж как-нибудь сам спасусь", он вскоре и вовсе покинул Париж, оставив его в полной власти своего другана Марселя. Тот, к тому времени уже несколько запутался в своих политических симпатиях и вступил в переговоры с англичанами и примкнувшим к ним Карлом Злым, но 31 июля 1358 был убит своим ближайшим соратником Жаном Майяром при, как гласит официальная версия, попытке открыть городские ворота английскому отряду.

Карл Мудрый немедленно после этого вернулся в Париж, Иоанн Добрый тоже вскоре выкупился из английского плена (впрочем, ненадолго), примирился (опять же ненадолго) с Карлом Злым, который впоследствии скончался при удивительных обстоятельствах -  служанка случайно подожгла пропитанную коньяком простыню, в которую он был завёрнут... Но это, впрочем, уже совсем другая история, а мы же наконец впервые выбрались из помещений и подземелий на вольный воздух Парижа. 

Комментариев нет: