четверг, 8 июля 2010 г.

Наука побеждать

Как известно любому офицеру, наука управления вверенным личным составом состоит из трёх частей – это тактика, оперативное искусство и стратегия. Тактика была рассмотрена выше, в чём заключается оперативное искусство, никто в точности не знает (на то оно и искусство!), обратим же свои взоры к стратегии. Первоначально в наши планы входило посещение замков Луары и Мон Сен-Мишеля (с Альянс-Вояжем - эта контора пользуется нежной любовью русских туристов во-первых за то, что у неё цены в разы ниже, чем у конкурентов, а во-вторых, что эта дешевизна – из-за отсутствия гида, которого всё равно мало кто понимает, да и большинства из них лучше и не понимать). Сначала отпали первые – всё-таки времени мало, денег тоже, Ж и Д их видели, хоть и мельком, а уж я как-нибудь пока обойдусь. Мон Сен-Мишель – заманчиво, конечно, но ехать всё-таки долго, да и по словам Игоря Эммануиловича Грабаря (а уж он-то жизнь знает!), «Германия не есть ещё Берлин, Италия – не только Рим, Испания – не только Мадрид, но Франция есть Париж и только Париж». Хотелось всё же где-то посерединке передохнуть и на денёк сменить обстановку, но не посвятить этот день длительным переездам. Версаль после некоторых колебаний не вышел в финал – не оттого что я петербургский сноб, вкус которого безнадёжно испорчен китайскими термосами, павловопосадскими платками и безвкусными новодельными петергофскими копиями, как об этом гневно пишут в соответствующей теме (ну или не только из-за этого), а из-за толкотни несметных толп любителей прекрасного. Достойные доверия люди говорили, что в этом отношении Версаль столь же превосходит Петергоф, сколь нью-йоркская фондовая биржа в момент объявления о банкротстве Рокфеллера превосходит 2-й Рабфаковский переулок в первое утро нового года. По этой причине затруднительно понять, имеется ли превосходство в каких-либо других отношениях. Меня, собственно, и в Петергоф-то по собственной воле не заманишь, только если каких иногородних родственников сопроводить…

Вот тут-то Господь в неизреченной благости своей и послал Veletу с её замечательным рассказом про Живерни, за что я ей по гроб жизни благодарен и даже, наверно, должен был бы на ней как честный человек жениться, если бы у меня уже не было Ж и двух Любимых Девушек. Я, конечно, знал, что у Моне было поместье (хоть и не помнил его названия), но мне казалось, что оно где-то ужасно далеко, аж в Нормандии, что по российским географическим меркам, очевидно, приблизительно соответствует Сахалину. Выяснилось же, что нет, совершенно даже рядышком, и к тому же в воскресенье, 18 числа, у Альянс-Вояжа туда экскурсия, правда, совмещённая с поездкой в какой-то неведомый Овер-сюр-Уаз, что, как мне подумалось, вполне можно стерпеть. Впоследствии из чтения литературы я уяснил, что путешествие в Живерни – это дело вполне обыденное, а вот возможность попасть в Овер-сюр-Уаз предоставляется далеко не каждому смертному, и даже Альянс-Вояж туда возит раз в год (а может, и реже). Если кто не знает (должен признаться, что лично я не знал), это городок, в котором провёл два последних месяца своей жизни Ван Гог, здесь он написал многие из своих самых знаменитых картин (84 штуки, больше, чем по одной в день), окончательно сошёл с ума, застрелился и покоится ныне на местном кладбище.

Кладбище, впрочем, интересовало меня меньше всего. Знаю людей, коих совершенно невозможно заподозрить в принадлежности к готической субкультуре, но, тем не менее, их хлебом не корми – дай посетить какое-нибудь кладбище. В Париже им, надо сказать, просто раздолье. Я к этой категории не отношусь и, хоть и люблю по временам послушать «Cure» и «Siouxsie and the Banshees», бываю на кладбищах только по печальной и, увы, год от года всё более частой необходимости.

Veleta сначала посмотрела картины Моне, а потом, собственно, оригинал. Я решил поступить наоборот – идти в соответствующие музеи после Живерни. В первую очередь, чтобы было интереснее Д, которая, мягко говоря, не является пылкой поклонницей живописи. Это она, видимо, в тётю – мою упоминавшуюся выше сестру. Помню, когда я впервые приехал в тогда ещё Ленинград и сходил с ней в Эрмитаж, то мы посмотрели Малахитовый зал, Рыцарский, Павильонный, а когда я интересовался – а вот там, дальше, что?, она отвечала: «Там ничего хорошего, одни картины».

Поскольку походов по музеям предполагалось много, было решено купить музейную карточку, вернее, две – Д по несовершеннолетству было не надо. Если кто не знает, то сейчас в общих чертах разобъясню парижскую музейную систему. Все музеи (сколько их точно – никому не ведомо, около 200) делятся на три категории: государственные, муниципальные и частные. Вход в государственные до 18 лет – бесплатный (или за символическую плату), а чтобы минимизировать расходы взрослых, как раз и используются музейные карты. Они бывают двух основных видов (есть ещё, впрочем, какие-то экзотические и дорогущие) – уже упоминавшаяся Paris Visite и Paris Museum Pass. Первая из них даёт скидку на билеты в, как правило, какие-то такие музеи, в которые в здравом уме лично я не пойду, но, может, кого и заинтересует. Вторая – право бесплатного прохода во множество музеев, как в Париже, так и в пригородах (их список можно посмотреть здесь). Что ещё крайне важно – по ней можно проходить без очереди, или эта очередь существенно более короткая (единственное известное мне исключение – башни Нотр-Дама). Карточку эту можно купить на 2 (это будет стоить 32 евро на человека), 4 (соответственно - 48) и 6 (64) последовательных дней. Мы решили что 2 –мало, 6 – много, а 4 – средственно, поэтому на последней цифре и остановились. Окупилась эта карточка за два дня.

Муниципальные музеи – за редкостными исключениями, бесплатные для всех (честно говоря, не знаю, это только в Париже или во всей Франции). Власти в своё время придумали хитроумный и коварный план для поднятия культурного уровня населения. Сначала клошары и арабы походят по бесплатным муниципальным музеям, а потом настолько втянутся, что и в платные государственные отправятся, и, возможно, даже Белинского и Гоголя с базара понесут. Лет через сто посмотрим, какие плоды дала эта политика… Ну а пока можем и мы, иностранцы, припасть к этому животворному источнику.

Частные музеи – они и есть частные, какие цены захотят, такие и делают, и никакие карточки им не указ. Мы решили постараться в те 4 дня, когда действует карточка, в основном ходить в государственные музеи, а в остальные – в муниципальные и частные. В общем и целом, нам это более-менее удалось.

Комментариев нет: