понедельник, 5 июля 2010 г.

Люди гибнут за металл

Одним из вопросов, часто поднимающихся в интрнете, является – как лучше (выгоднее, правильнее и т.д.) везти с собой за границу деньги. В общем-то, из общих соображений понятно, что рубли во Франции не слишком пригодятся. Получал бы я зарплату конвертом с еврами – и вопросов бы не было (и бывали такие эпизоды в моей жизни, но где уж те конверты, где уж те евры… Впрочем, тогда они, по-моему, ещё назывались по-старинке франками). Собственно, оставшихся вариантов не очень много, а именно три:

1) евроналичность;
2) рублёвая карточка;
3) евровая карточка.

Что касается последнего пункта, то, во-первых, у меня лично такой карточки нет, во-вторых я не так часто, как хотелось бы, плачу в еврах, чтобы она мне была нужна. Поэтому этот аспект я оставил дальнейшим исследователям…

Надо сказать, что доселе я пользовался за границей исключительно первым вариантом. Не по принципиальным соображениям, а потому что, когда я, бывало, езживал в Европы, у меня, как и у большинства российских граждан, никаких карточек не было. В Китае же, идя в туземную лавку за каким-нибудь насущно необходимым товаром типа батареек «Нанфу», горохового мороженого или последнего диска звезды кантопопа по имени, извиняюсь перед дамами и девицами, Andy Hui, я открывал шкаф, брал c полки из горы разноцветных фантиков жменьку наиболее приглянувшихся, и выдавал эту жменьку торговцам, а они, в свою очередь, выискивали там нужное – себе, как правило, брали серенькие и невзрачные, с портретами вождей, а мне, видимо, из уважения к бледнолицему лаоваю, отдавали весёленькие и яркие с бульдозерами и рисоводами. Не уверен, что в деревне, где я по большей части проживал, вообще кто-нибудь эти самые карточки имел, да и в райцентре предпочтение отдавалось не каким-то вражеским «Визам», а национальной платёжной системе «Великая стена», за введение аналога коей в России так ратует Герман Греф.

В России, прямо скажем, тоже дела обстоят не таким радужным образом, как это видится Грефу. В Питере, положим, я могу расплатиться карточкой в трёх случаях из четырёх, а достаточно доехать хоть до Гатчины, не говоря уж про Жабино, Мыкколово или Систапалкино – с голоду там помрёшь без наличности. Ну а уж в Париж, который лежит ещё дальше, как-то без денег ехать совсем страховито. К тому же за жильё, как я выяснил,тоже надо было расплачиваться налом, да и в залог тоже отнюдь не карточку оставляют…


Рублёвых карточек у меня несколько – так исторически сложилось. Дебетовки я не решился использовать, хотя и слышал, что ими вроде как тоже можно в заграницах где-то и как-то расплачиваться. Как говорит мой друг, когда я ему предлагаю, допустим, закусить водку бананами и посмотреть, что из этого выйдет: «Физики – народ любопытный». Любопытный, безусловно, но не до такой же степени! Я и в России-то с дебетовок только наличные снимаю при нужде. Ко всему прочему, как раз этой весной ко мне в полном смысле этого слова с ножом (хоть и не к горлу) подступили сребролюбивые правнуки Гиппократа (они же, видимо – внучатые племянники Робин Гуда, судя по их ультимативным требованиям «Кошелёк или жизнь»), уверившие меня, что если я немедленно не сдам тело своё белое и рассыпчатое в поликлинику для опытов, то не увижу не только Парижа, но и тех красивых веночков, которыми меня, возможно, захотят обрадовать друзья и родственники… Поэтому, увы, собственных денег у меня практически не имелось.

Кредитки же у меня (так тоже исторически сложилось) раньше были исключительно «Визы», а теперь, наоборот, только «МК». Читал, что проблем с этим быть не должно – и в самом деле, это оказалось чистейшей правдой. Тут надо сказать, что Ж на днях ездила проветриться в Хельсинки. Я, побывав один раз в Финляндии, написал про это геополитическое недоразумение памфлет (или пасквиль, как некоторые его называли) – может, кому из здесь присутствующих и доводилось его читать (автор тогда скрылся под псевдонимом Тохтури Куолема). Ж сообщила, что всё там так и есть, как я написал, и даже хуже, и в частности, когда она пыталась в каком-то магазине расплатиться «Мастером», ей сообщили, что у них принимаются только «Визы». Во Франции ни мне, ни ей, с таким сталкиваться не приходилось (впрочем, мы можем судить только про Париж).

На форуме также тлеет и периодически вспыхивает дискуссия о чипах. Вывод, который я сделал – они не то что совсем необходимы, но желательны. На моих картах их не было, поэтому пришлось срочно заводить ещё одну карту с чипом (опять же «Мастеркард», то ли мне банки такие попадаются, то ли «Виза» в России вышла из моды). Денег на ней, хвала Эскулапу, было крайне немного (и те банковские, а не мои), поэтому я решил её использовать только в самых крайних случаях. В итоге, план действий был такой:
1) пытаться расплачиваться картой без чипа,
2) не получится – картой с чипом,
3) не получится – наличными,
4)не получится – плакать и уходить.

До 4-го пункта, по счастью, не дошло ни разу. Более того, как правило хватало и первого. Продавцы, правда, первым делом пытались засунуть карту внутрь терминала, но я сконструировал фразу, которой сразу предостерегал их от этих необдуманных действий: «Sans puce, a piste seulement». Не уверен, хороша ли она с точки зрения грамматики, но, во всяком случае, оказывала желаемое воздействие. У Ж в каком-то магазине, где она была одна, нечипованную карточку взять отказались (а может, и не отказались, а просто уточняли, она сказала, что слово «пёс» там точно звучало, но в каком именно контексте – мне неведомо), но наличностью не побрезговали. У меня таких случаев не происходило, поэтому единственное, которое я нашёл, употребление чипа – при покупке в автомате билетов на метро. Вот там без него, как без рук!

Кстати, о билетах. Одной из причин, почему мы прилетали именно в понедельник, было желание, как выражался один мой знакомый финн, «сэкономировать», приобретя проездной Navigo Découverte. Его не очень любят рекламировать, предпочитая втюхать туристу гораздо более дорогой Paris Visite. Впоследствии, произведя подсчёты, пришёл к выводу, что для нас проездной не нужен. И действительно, 6 карнетов нам обошлись в 72 евра, 3 проездных в двух зонах на две недели потребовали бы 125 евро 10 сантимов, не считая фотографий. Но, повторяю, это наш частный случай – проживание в центре и относительно здоровые ноги.

Как правило, в продуктовых магазинах достаточно было просто провести карточкой. В первые дни просили расписаться на чеке, но потом, видимо, моя морда примелькалась, и отпускали просто так. В промтоварных, как правило, надо было расписываться, а пару раз попросили паспорт. Ксера (носил её вместо паспорта, чтобы мазурики не спёрли) их вполне устроила, несмотря даже на то, что я как раз расплачивался карточкой, где моё имя было написано не через «х», как в паспорте, а через «ks».

И чтобы покончить с финансовыми вопросами – проблема курсов. Можно найти массу мест, где ведутся ожесточённые дебаты, что вот, дескать, у этого банка курс лучше, а у этого хуже, а в Европе надо расплачиваться «Визой», а в Америке «Мастером», а не то будет двойная конвертация (или наоборот – у обеих точек зрения есть свои адепты), и всякое такое. Лично я согласен с Джеффом Питерсом – «у меня нет ни желания, ни времени предаваться таким злокачественным и нелепым развлечениям». Если речь идёт не о покупке коллекционного «Майбаха», инкрустированного сапфирами и изумрудами, эта разница в несколько копеек не стоит времени, потраченного на её изучение.

Комментариев нет: